Дорога в автоспорт

Автоспорт до недавнего времени был весьма замкнут и элитарен. И это закономерно: не может быть массовым спорт, в котором стоимость индивидуального спортивного снаряда исчисляется тысячами долларов! Однако сейчас ситуация быстро меняется: во-первых, в связи с развитием коммерческой составляющей, а во-вторых, в связи с разрушением традиционной цепочки подготовки спортивных кадров. Неожиданным парадоксом нашего времени стало то, что автогонщиком может стать... практически любой желающий! Традиционный, «советский», путь в автоспорт начинался со школьного или досаафовского картинг-клуба. Эта система подготовки спортивных кадров с детства имела свои недостатки и шероховатости, но в целом работала. Наиболее перспективная молодежь переходила во все более «взрослые» классы картов, а потом попадала в заводские автоклубы и «садилась на кузов», то есть получала серьезные машины — будь то гоночный «Москвич» или «Жигули», а то и «Волга». Все это было для участников не просто бесплатно, но и поощрялось небольшими деньгами.

Еще один путь, через который прошло немало отличных пилотов, — автомобильный институт, затем — должность заводского испытателя, затем — заводская же команда. Ныне эта система — со всеми ее достоинствами и недостатками — отошла в прошлое. Нет, картинг-клубы кое-где еще живы, но в них уже больше коммерции, нежели спортивного духа. Да и команды автозаводов, имевшие некогда определяющее для отечественного автоспорта значение, ныне далеко не в первых рядах — за исключением, пожалуй, «Автоваза». Кризис отечественного автоспорта был вызван общим системным кризисом государства, которому стало не до спортивных побед. Переживающим не лучшие времена заводам тоже стало не на что содержать свои команды — сохранить бы производство. И несколько лет казалось, что автоспорт в этой стране умер... Однако это не так. Спорт жив, пока живы спортсмены, а по-настоящему увлеченных своим делом пилотов у нас всегда хватало. И на несколько лет автомобильные гонки стали уделом упорных одиночек: машины перешли в собственность пилотов, каждый стал сам себе спонсором и механиком, количество действующих трасс можно было пересчитать по пальцам... Естественно, это сказалось и на техническом уровне соревнований, превратившихся в гонки самоделок, и на уровне подготовки пилотов — ведь серьезной тренерской школы тоже не стало.

Дорога в автоспорт
Не все доедут до финиша...

Однако в какой-то момент проявили себя законы диалектики — и капитализм, почти погубивший отечественный автоспорт, сработал на его возрождение, причем на новом качественном уровне. Людей, стремящихся испытать адреналиновый экстаз от высоких скоростей, не стало меньше — и вдобавок у многих из них появились серьезные деньги. Так возникло новое для нашей страны явление — «бизнес-драйверы». Это люди, которые не являются профессиональными спортсменами — то есть не зарабатывают этим на жизнь. У них обычно есть свой серьезный бизнес, позволяющий тратить немалые деньги на хобби, и этим хобби стал автоспорт. Как правило, они начинали искать себя в прокатном картинге, иногда — в «диком» стритрейсинге, но серьезным людям быстро надоедали эти детские забавы и хотелось настоящей спортивной борьбы. И основным полем для приложения их спортивных амбиций стал автокросс.

Дорога в автоспорт
Мини-багги — машинка с мотором от газонокосилки

Автокросс — наиболее демократичная и малозатратная из дисциплин автоспорта. «Стоимость старта» — то есть совокупные затраты на машину, ее обслуживание, снаряжение пилота, пилотскую лицензию, стартовый взнос и так далее — здесь составляет несколько тысяч долларов. Это, конечно, немало, если сравнивать с шахматами, но на пару порядков дешевле, чем кольцевые гонки или серьезные ралли. Немаловажным оказалось и то, что трассы для автокросса — это обычные грунтовые кольца с рельефом протяженностью километра полтора. Имея в распоряжении бульдозер, такую трассу можно подготовить за неделю практически на любом пустыре. Это не «Формула-1», где стоимость трассы выливается в миллионы долларов! Так что сейчас автокросс в нашей стране является самым массовым видом автоспорта и число пилотов исчисляется тысячами! Фактически — это огромная самоокупаемая система подготовки гонщиков, лучшие из которых часто становятся профессионалами и выступают уже как наемные пилоты в более затратных дисциплинах. Тем более что многие крупные компании в нашей стране поняли, что автоспорт — это гигантское рекламное поле, причем с точно выверенной целевой аудиторией. И вскоре появились такие мощные команды, как «Лукойл-Рейсинг» и ей подобные.

Дорога в автоспорт
Такие команды, как «Лукойл-Рейсинг», занимают все больше места в автоспорте

Не замедлили появиться и новые детские классы, ставшие альтернативой картингу. Это «мини-багги» — с шести лет и «Ока-Юниор» — с 12 лет. Понятно, что увлеченному автоспортом бизнес-драйверу хочется приобщить к этому и своего сына, и теперь эта возможность есть — хватило бы денег. Тем более что преимущества подготовки с самых юных лет очевидны — к восемнадцатилетию начавший с мини-багги молодой пилот является уже серьезным гонщиком, имеющим двенадцать лет опыта! Думается, что, когда это новое поколение пилотов дорастет до серьезной техники, мировому автоспорту придется потесниться на своих подиумах!

Дорога в автоспорт
Детский класс «Ока-Юниор»

Итак, что же надо сейчас человеку, который решил стать автогонщиком? (Предположим, что он уже попробовал себя в прокатном картинге или любительских соревнованиях на обычных машинах и убедился, что у него неплохо получается, а потому его решение обдуманно и твердо.) Первым делом ему надо найти сообщество автокроссменов в своем регионе — сейчас они есть практически везде. Это можно сделать через Интернет или же посетив одно из многочисленных соревнований, проводимых по всей России. Автогонщик — один в поле не воин. Ему нужны друзья, соратники и соперники — равно как и база для тренировок. Затем ему нужен тренер. Каким бы хорошим водителем не был наш гипотетический «бизнес-драйвер», но навыки спортивного пилотирования достаточно специфичны и сами по себе не разовьются. Как показывает опыт, найти тренера несложно — множество фанатичных спортсменов «старой школы» готовы поделиться своими умениями за вполне умеренные деньги.

Дорога в автоспорт
Пилотирование спортивной машины — непростая задача!

Далее потребуется тренировочная база — для этого достаточно, чтобы в ваших краях была кроссовая трасса. Чаще всего в небольших городах она поддерживается в рабочем состоянии за счет стартовых взносов спортсменов, денег спонсоров или самими пилотами в складчину. В крупных регионах с развитым автоспортом вроде Москвы, Тольятти, Воронежа и других трассы имеют конкретного хозяина, который сдает их в аренду для тренировок и соревнований. Кроме этого, обязательно нужен механик. Обслуживать свой гоночный автомобиль самому — дело сложное, хлопотное, трудоемкое и требующее совсем не пилотских навыков. Значительно облегчить себе задачу можно, объединившись в команду с несколькими такими же пилотами, — так проще содержать одного на всех тренера, пару механиков и ремонтную базу. И, конечно, нужен гоночный автомобиль! Проблема покупки или постройки гоночной машины для кросса настолько сложна и многовариантна, что о ней мы непременно поговорим в отдельной статье.

Дорога в автоспорт
Без опытных механиков не обойтись

Послесловие. Прежде чем принять решение и связать свою жизнь с автомобильным спортом — даже в качестве хобби, — следует учесть несколько важных моментов. Первое: автоспорт — занятие затратное. Не стоит думать, что, потратившись один раз на машину, комбинезон и шлем, вы в дальнейшем будете только наслаждаться результатом! Гоночный автомобиль пребывает в постоянном ремонте — после каждых соревнований его требуется восстанавливать, компенсировать износ агрегатов и повреждения кузова. (Повреждения будут обязательно, автокросс — контактный спорт!) Причем чем выше будет ваш уровень как пилота, тем больших затрат потребует техника! Ведь вам непременно захочется двигаться дальше — от регионального уровня соревнований к национальным, потом — в более мощные и престижные дивизионы... Так что если вы не можете позволить себе безболезненно тратить несколько тысяч долларов каждый сезон, то, может быть, вам лучше бегать по утрам? Второе: чтобы претендовать на какой-то спортивный результат, вам придется постоянно тренироваться. Даже самый мощный и дорогой автомобиль не заменит мастерства пилота! Опытные тренеры говорят, что минимум — это две тренировки в неделю по несколько часов. Позволяет ли ваше деловое расписание такой график? Кроме того, надо учесть, что минимум десяток раз в сезон вам придется выезжать на соревнования — иначе зачем было огород городить? Как правило, гонка проводится в два дня и по выходным, но туда еще надо добраться, причем доставить машину, которая не предназначена для самостоятельного движения по дорогам общего пользования. Так что прикидывайте где-то четыре дня пару раз в месяц во время летнего сезона и раз в два месяца — в зимний. И будьте готовы к затратам на средства доставки — большинство увлеченных своим занятием пилотов для этого имеют микроавтобус с прицепом, чтобы было на чем везти машину и где жить два дня.

Дорога в автоспорт
Иногда после гонок машину приходится чуть ли не строить заново...

В общем, много денег, много времени, много нервов, а результат проявится далеко не сразу. Будьте готовы к тому, что первые год-два вы будете весьма далеки от подиума. Но если вы готовы все это преодолеть, то в качестве награды вам будет море адреналина, накал борьбы и радость победы. И пусть вам почаще придется отстирывать комбинезон от шампанского!

Дорога в автоспорт
Брызги шампанского

Один комментарий к записи Дорога в автоспорт

  1. Антон 21.10.2013 в 19:59 #

    Печально что не каждый безумно желающий может себя попробывать в гонках, очень грустно, я с 10 лет мечтаю об этом, есть машина, но на ней врядли можно погонять, под капотом норм, а кузову хана...эх, но несмотря на это, уже 2 года езжу досих пор неразвалилась, дак еще и работает как часики. все своими руками, но мне кажется без связей и денег в россии в автоспорт попасть невозможно((( печально до жути((((