Забытая дорога

Во времена оны, знатный тракт М4, который связывает Москву и Воронеж, проходил через Липецкую область несколько иначе, чем сейчас. Эта дорога шла через целый ряд сел, ныряла с холмов и поднималась на них, была проложена причудливыми зигзагами, а главное — была бесплатной. Новое шоссе прошло, минуя все населенные пункты, стало широким и даже относительно гладким, и за проезд по ней требуют от 20 до 80 рублей в зависимости от машины. Мы решили прокатиться и посмотреть, что стало с той старой М4? Как там чувствуют себя села, которые жили вдоль трассы? Есть ли среди водителей желающие сэкономить и проехать бесплатно?

М4 Воронеж

Все флаги в гости будут к нам

Водитель, направляющийся из Воронежа на север, в сторону Москвы, едва покинув границы родной области, оказывается перед выбором. Прямо лежит торный тракт через платежный терминал — от 20 рублей за легковую машину до 80 за тяжелый грузовик, — а налево, в полном соответствии с принципами устройства платных дорог, бесплатный объезд. Для тех, кто не может принять такое сложное решение прямо на ходу, неподалеку расположено очень стильное кафе с вмонтированным в него самолетом — можно посидеть и подумать, как витязь на распутье: «Направо пойдешь... налево пойдешь..." Внутри, кстати, довольно обычная столовка с небогатым ассортиментом придорожной кухни, а в салон самолета не пускают.

М4 Воронеж

Зато рядом полощутся на ветру всевозможные флаги на любой вкус — можно выбрать себе штандарт по идеологическим склонностям. Хотите — советский военно-морской, а хотите — «Веселый Роджер»...

Конь-Колодезь

Первый населенный пункт на забытой дороге называется Конь-Колодезь. Есть, как минимум, две легенды, объясняющие, откуда пошло такое название села. По одной из них конь Петра I в этом месте споткнулся о старый колодец, отметив тем самым место будущего поселения. По другой село, ранее называвшееся Бестужево, было подарено Петром I Науму Акимовичу Сенявину, будущему первому русскому вице-адмиралу. Однажды конь спас Сенявина от стаи волков, вывез к колодцу. Сопровождавший же Сенявина казак при этом погиб в схватке с матерым волком. С тех пор село называется Конь-Колодезь, а Сенявин поставил на тракте памятник — пирамиду с конем на вершине. Пирамиду всякий проезжающий может наблюдать и поныне.

М4 Воронеж

Дизайн торговых точек в Конь-Колодезе также на высоте — бревенчатая избушка со скромной надписью «Аптека» наводит на мысли о вяленых лягушках и прочих атрибутах народной медицины. В такой аптеке только сушеными мухоморами торговать...

М4 Воронеж

Хлевное

В 1613 году для сбора податей решено было составить писцовые книги. В хлевенские места, тогда почти на краю Дикого поля, послали служилых людей Романа Кириевского и Леонтия Недовесова. Вот они-то, составив писцовую и межевую книгу, и сделали первое письменное упоминание о селе Хлевном. В отличие от первого населенного пункта, в названии села никакой загадки нет: хлев — он хлев и есть. Полезное животноводческое сооружение. В 1700 году Петр Первый издал указ: «Учинить от Москвы почту по станам до Молода, до Серпухова, до Тулы, до Дивилова, до Богородицкого, до Никитицкого, до Ефремова, до Дону, до Хлевного, до Воронежа». Тогда в Хлевном появилась почтовая станция. Ямщики доставляли почту и пассажиров в Воронеж, Липецк, Задонск, Елец. А сейчас в селе Хлевном стоит на постаменте стартующий ракетным манером истребитель. Рядом с ним расположена табличка с надписью «Транзит»...

М4 Воронеж

Маланьины Выселки

А далее, в селе Маланьины Выселки, начинаются грибные места. Раньше, когда основной транспортный поток шел по этой дороге, вдоль обочин стояли десятки местных жителей с разнообразнейшими грибами: сушеными, солеными, мочеными, маринованными. Грузди, рыжики, опята, маслята — окрестные леса служили населению верным источником прибыли, как собственный огород. Сейчас дорога пуста и безлюдна, но наиболее стойкие потомки той самой, невесть за что выселенной Маланьи, продолжают свой нелегкий труд. Ассортимент грибов все так же роскошен, а цены невелики — за литровую баночку маринованных рыжиков просят всего-то 80-100 рублей.

Забытая дорога чиста до горизонта. Даже трудно представить, что когда-то это была одна из самых загруженных трасс России. Тем не менее фуры дальнобойщиков изредка попадаются и тут: видимо, они предпочитают потратить 80 рублей не на оплату проезда, а на баночку грибов. Их можно понять: грибы оказались весьма вкусными — проверено «ZR36»!

М4 Воронеж

Проехав вместо платного участка по забытой дороге, вы не выиграете ни в километраже, ни во времени, да и сэкономите незначительно. Однако хотя бы раз проехать стоит — именно здесь неспешно течет та самая настоящая сельская жизнь, которая протекает на большей части нашей страны — вдали от городов и скоростных шоссе.

М4 Воронеж

5 комментариев к записи Забытая дорога

  1. kustik 06.05.2010 в 9:33 #

    Про качество дороги что-то вообще ничего не увидел 🙁

    Как там? Может качество настолько плохое, что даже не стоит ехать смотреть из любопытства?

    • Павел Иевлев 06.05.2010 в 18:22 #

      Дорога довольно приличная, как ни странно

  2. ооо пк промкомм 24.05.2010 в 16:14 #

    Я, может быть, и не в тему, но борисоглебским водителям хочется знать, когда же, наконец у нас, в Б-бске, дороги нормальными станут. Уже не только письма, пикеты были, а по городу лишь на тракторе или танке ездить можно. Расскажите, если знаете.

  3. Terbuny.NET 22.07.2010 в 22:06 #

    Вы бы ещё разок этим летом проехали по этой дороге — не узнали бы её. На всём протяжении от Москвы до Воронежа по М4 расставляют современное дорожное освещение (светильники сдвоенные и на металлических опорах), во многих местах трассу расширяют, в Конь-Колодезе с М4 до трассы ведущей на Хлевное почти достроили новый виадук, чтобы не разворачиваться как сейчас через встречный поток машин. Везде обновляют разметку. Во многих местах установили новые знаки — вместо М4 теперь табличка Е115 на зелёном фоне — то есть трассу официально признали автомагистралью с соответствующими более высокими скоростными ограничениями. Везде появляются новые АЗС и АГЗС.

    В общем — спешат к Сочи-2014...

    А ещё слышал что очень хорошо обновили трассу Воронеж-Семилуки-Землянск-Тербуны. Раньше там был адский ад — яма на яме и, несмотря, на то, что трасса сильно сокращала путь из Воронежа в Липецкую и Орловскую области — приходилось объезжать через вышеупомянутую трассу через Хлевное.

    Мониторьте чаще события на трассах в Черноземье!

    • Павел Иевлев 22.07.2010 в 22:35 #

      Спасибо, надо что ли, правда, съездить посмотреть.