Обзор публикаций об АвтоВАЗе

Сначала не новая, но наиболее конкретная статья о природе бизнеса вокруг ВАЗа: Уроки АвтоВАЗа http://www.chaskor.ru/p.php?id=4393 и вполне свежий анализ того, что заводу светит в ближайшем будущем: http://www.chaskor.ru/p.php?id=11450.

Письмо, от которого быстро отказался минпромторг приведено в статье «Последний путь АвтоВАЗа». Там есть несколько принципиальных фактов — целевая численность завода — 55 тысяч человек (т.е. лишние — 45 тысяч), констатируется неэффективный модельный ряд и нежелание Рено лезть в петлю ради спасения автогиганта. Никто, даже ВЭБ не хочет становиться формальным собственником завода, получая вместо денег акции. Слишком очевидно, что бывает с акционерами. Пока в кредитовании ВАЗа увязли ВТБ и Сбер.

Вывод письма: "на 1 января у АвтоВАЗа появятся все признаки, предусмотренные законодательством о банкротстве...

Интервью с Кристианом Эстевом (гендиром Рено в России, членом совета директоров ВАЗа) http://pics.autonews.ru/autonews_pics/onews/2009/09/28/091019.4378_300.jpg

и передача А.Пикуленко на тему «Стратегия развития „Рено“ в России»

вот несколько любопытных фрагментов:

..."В самом начале мы, возможно, проявили самонадеянность, поставив французских менеджеров на ключевые посты — полагали, что АВТОВАЗом можно управлять, как обычным предприятием. Но этот завод таковым не является, здесь нужны решения, которые только русские могут принять... Русские, бесспорно, — великий народ с богатой культурой. Но в течение многих лет вам втолковывали: вы лучшие, — и это не могло не повлиять на самооценку. Теперь представьте: 12 французов пытаются что-то доказать тем, кто считает себя непревзойденными. И мы вынуждены были признать, что допустили психологическую ошибку. Теперь АВТОВАЗом управляет команда во главе с г-ном Комаровым. Но это не значит, что мы ушли, — за Комаровым стоят наши люди. С новым руководителем мы каждый день общаемся по телефону, обмениваемся мнениями, совместно принимаем варианты действий. При этом, разумеется, он первый пилот, он руководит полетом...

...Renault абсолютно доверяет той команде руководящего состава, который сейчас работает на АвтоВАЗ

...инженеры — не те люди, которые обладают дальновидением, обычно они очень конкретны. А коллективу нужна мечта, и осуществить ее способны только те, кто мечтает. Поставьте инженерам задачу сделать машину — они ее сделают. Но что дальше?.. Если бы я пошел на поводу у инженеров Дачии, вряд ли у нас получилось бы что-то путное. Когда я только приехал в Румынию, они заявили: все, что производится на заводе, — полное дерьмо (кстати, то же мне сказали на АВТОВАЗе), давайте все снесем и начнем выпускать Рено-19. Я отказал: нельзя было обмануть ожидания заводских людей и запустить устаревшую, 10-летней давности модель. Взялись модернизировать то, что делали на Дачии, и тогда же, считаю, стала вырисовываться мечта. Шаг за шагом доводили до ума Дачию-Нова. Установили мотор Рено — получилась Супернова. Тот еще был супер: под дождем кузов протекал! Переделали кузов — получилась Дачия-Соленза. Заметьте, все эти автомобили совершенствовали, модернизировали сами заводчане. А потом появился Логан — и прижился на конвейере... Примерно такой же путь предстоит проделать АВТОВАЗу...

http://static.liga.net/IMAGES/avtovaz_renault_1.jpg

...Развивая взаимодействие между Рено, АВТОВАЗом и Ниссаном, используя общие платформы, мы могли бы создать взаимоувязанную сеть поставщиков комплектующих. Автофрамос — это производство 160 тысяч автомобилей, Ниссан — 50 тысяч, АВТОВАЗ — 450 тысяч (обратите внимание, в стратегии Рено ВАЗ не миллионный завод, а полумиллионный. Motopapa)...

ваз

и в тоже время Рено рассчитывает на объединенные продажи в размере 2 млн.авто:

«...Смотрите дальше! Россия, Украина, Казахстан — сколько людей живет в этих странах? Им нужны машины — 4 миллиона автомобилей! И если мы будем производить и продавать им хотя бы 40% от потребности (правда, Гон мне говорил о 50%), это уже 1 600 000 автомобилей. На каком еще рынке вы реализуете столько? Мечтать нам придется не так уж долго.

...Наша цель — стать российским производителем, а не отверточным сборщиком. Если превратимся в полноценного производителя, то будем более сильными. И заработаем больше денег.
...Что касается модели Логан, то без учета производства двигателя мы интегрированы на уровне 40% и опережаем других иностранных автопроизводителей. Но для нас важнее та часть деталей, которую покупаем за рубли, — именно этот показатель отражает глубину локализации. В рублях мы также первые, однако это всего 8%. Очень мало! На будущей модели рублевый процент должен вырасти до 74. Это значит, что Автофрамос коренным образом изменит масштабы деятельности. Он должен найти поставщиков и материалы, изучить возможности деталей, производимых на месте, и т. д. и т. п...

...Калина для России — хороший автомобиль. Осталось устранить в ней мелкие недочеты...»

dsc_5670

Вот фрагменты из беседы с К.Эстевом на Эхо Москвы:

...АвтоВАЗ займёт своё законное место на мировом рынке дешёвых машин...

..."Что сказать про АвтоВАЗ. На сегодняшний день этот концерн перестраивается очень мощно. Renault абсолютно доверяет той команде руководящего состава, который сейчас работает на АвтоВАЗ, и этим людям приходится принимать буквально драконовские меры. И мы всячески стараемся им помочь для того, чтобы АвтоВАЗ вырвался из того тяжёлого положения, в которое попал сегодня. Мы буквально, работая с этой командой, которая управляет изменениями, забегаем вперёд, мы находимся и справа, и слева, и подпираем сзади, мы делаем всё. Я тут несколько месяцев назад прочёл тяжёлую вещь, говорили, что французы уходят с АвтоВАЗ. Французы не ушли с АвтоВАЗ, французы просто отошли на некоторое расстояние, и работу эту должны сделать русские. Я восхищаюсь смелостью российских менеджеров, которым сегодня приходится это делать, но французы, я повторяю ещё раз, мы уже и впереди, и позади, и рядом, и со всех сторон. Потому что АвтоВАЗ является основной фигурой успеха, нашей победы в игре, или же поражения в игре в России...

...Если АвтоВАЗ сможет перестроиться, я бы даже сказал, когда АвтоВАЗ перестроится, потому что у меня в этом сомнений нет, АвтоВАЗ тогда займёт своё законное место на мировом рынке дешёвых машин. Мало того, эти новые машины с экономической точки зрения будут гораздо более конкурентоспособны, чем даже Logan. Для этого, конечно, нужно мобилизовать всю имеющуюся энергию, чтобы сделать эту машину. 10 лет назад мы это сделали на Renault с Logan. Не вижу причин сомневаться в том, что АвтоВАЗ при поддержке Renault сделает то же самое, и может быть даже с лучшей ценой... «

dsc_5506

Интервью с Тимуром Хубаевым. Привожу отдельные фрагменты. Тезисы, как и сама личность эксперта, оставляют у меня массу вопросов и сомнений. Один перечень должностей выглядит, как послужной список киллера. Выводы более, чем спорны (я готов возражать до хрипоты), но приводимые факты (мнение) любопытны:

...»все, что сегодня происходит, является не чем иным, как сливом автопрома в интересах компании Renault...

...Французов можно обвинять в чем угодно, кроме того, что они являются некомпетентными автопроизводителями. Это прежде всего компетентнейший концерн, который пришел в Россию одним из первых. Первой же задачей Renault в России стала зачистка АЗЛК, которая проводилась в интересах «Автофрамоса», и с этой задачей блестяще справился Рубен Асатрян (генеральный директор завода «Москвич». — AutoNews.ru)...

...По некоему, как я его называю, французскому сценарию, этап номер один: сокращение численности на АвтоВАЗе. Этап номер два: ликвидация бренда Lada...

...Последний завод такого класса (полного цикла) был ликвидирован еще в 1984 году — это классический американский, «детройтовский» завод со всеми плюсами и минусами...

...где-то мы позади планеты всей, а где-то — впереди. Прежде всего это касается электромобилей и автомобилей с применением альтернативных видов энергии. Здесь АвтоВАЗ для специалистов — признанный мировой лидер. Но людей, которые являются носителями этой идеи, французы никуда не включили и никогда не включат...

...непонятна позиция профсоюза Карагина. Это однозначно предатель интересов рабочего класса... он как профсоюзный деятель обязан был, на мой взгляд, провести внеочередную конференцию трудового коллектива. И хотя бы для приличия задать людям вопрос: ребята, что делать? Второе: он должен бы потребовать публичной дискуссии о стратегии и тактике акционерного общества. Профсоюзный деятель должен был добиться максимальной гласности, по крайней мере — потребовать. Но он этого не сделал. Он везде в обнимку. Он обыкновенный чиновник.

...Чемезов выполнял стратегию, которая была прописана до кризиса: завоевать командные высоты на этом заводе, сохранить ситуацию — это было сделано...

...выживают только те, кто максимально освобождается от производства комплектующих...

...наступила следующая фаза проекта тотальной зачистки. У Бориса Сергеевича (Алешина) была задача — разукрупнение АвтоВАЗа на бизнес-единицы. Вот с этой задачей по разным причинам он не справился. Вся мировая автопромышленность разделена на две части: производство автомобилей и производство автокомпонентов. И выживают только те, кто максимально освобождается от производства комплектующих. Это должен быть завод по классической схеме: штамповка, сварка, окраска, сборка, испытания. Ну и под вопросом сбыт. Алешин не разбил завод на бизнес-единицы... Сбыт на заводе полностью завален. Это иллюзия на самом деле про вазовскую сеть. Единственная сохраненная дилерская сеть у АЗЛК, а у АвтоВАЗа такой монолитной сети-то и не было. Решения не принимались, все было парализовано. За это время бренд Lada получил колоссальный ушерб...

...В настоящее время все, чем занимается ДТР (R&"D), это составление многочисленных бумаг для различных комиссий, подтверждающих целесообразность развития бренда Renault на тольяттинской площадке... «

dsc_5679

Материал Дмитрия Бутрина из „Частного корреспондента“ — Редуктор автопрогресса. Можно ли снять проклятие с ВАЗа?, конечно надо читать целиком. Вот фрагменты:

...АвтоВАЗ с лёгкостью, которая и не снилась чеченским боевикам, одерживают очередную стратегическую победу над правительством Российской Федерации

...Всякий, кто имел хоть когда-либо дело с АвтоВАЗом, понимает, в какой степени речь идёт об автозаводе, а в какой — о социальном феномене, с производством автомобилей связанном лишь формально. Как и в советские времена, базовой задачей АвтоВАЗа является поддержание уровня жизни его сотрудников выше, чем в среднем по региону. В тот момент, когда для этого выгодно производить на рынок автомобили, менеджмент тольяттинского автозавода делает это с необычайной лёгкостью. В ситуации, когда это по какой-либо причине невыгодно, предприятие выстраивается в оборонительные порядки и более 100 тыс. сотрудников АвтоВАЗа с лёгкостью, которая и не снилась чеченским боевикам, одерживают очередную стратегическую победу над правительством Российской Федерации. Цель боевых действий —» дождаться, когда конъюнктура на рынке позволит предприятию вернуться к автопроизводству, не входя в процедуру банкротства, поскольку механизм жизнеспособен лишь в целостном состоянии, а банкротные процедуры могут его непоправимо разрушить."...

«...Уровень социального сервиса и услуг, предоставляемых АО АвтоВАЗ своим сотрудникам, на порядок превосходит всё, что может позволить себе промышленное предприятие в РФ, за исключением разве что Газпрома. Именно поэтому заработные платы на АвтоВАЗе, собственно, невелики...

...„Полное заимствование чьей-либо разработки неприемлемо для местной корпоративной культуры: оно отнимает смысл существования у R&“D-подразделения, чья идеология —» кропотливое изобретение в установленном порядке всего, что изобрели конкуренты пару десятилетий назад. Всё должно быть изобретено и внедрено по порядку: нельзя перескакивать этапы развития, это преступление.

Нельзя не отметить, что АвтоВАЗу и его менеджменту ...удаётся весьма недорого поддерживать допустимый предел отставания от конкурентов на рынке, чтобы не потерять на нём существенной доли: продукция АвтоВАЗа крайне конкурентоспособна, если учесть, какую долю в ней занимает расширенная социалка. Помимо R&"D, это ещё и огромный инженерный штат, и изумительно искусно раздутый штат обслуживающего персонала —от строительных рабочих до бухгалтеров и экономистов —и просто сотрудников с низкой производительностью труда.

В то, что АвтоВАЗ —это нечто вроде секты умеренных и умных луддитов, а точнее, редукторов технологического прогресса, верится с трудом, но факты за эту версию..."

из комментариев к статье: У меня есть знакомые в Тольятти. Вот что они рассказывают. Завод — гнилое место. Люди, которые работают в заводоуправлении, как правило, стараются не говорить об этом, потому что это обязательно коррупция или блат. Другие сообщают, что все цены на комплектующие «заряжены» и половина менеджмента сидит на откатах. В том, что нет ни одной не «заряженной» детали, убедиться несложно — ведь именно поэтому на ВАЗы не ставят автоматическую коробку — её ведь делают за границей, а там об откатах договариваться сложней. Я даже как-то видел репортаж по ТВ о том, что скоро АКПП будет — и что конструкция изобретена женой какого-то директора ВАЗа.

Требовать деньги от Рено на этот гнилой собес — ошибка. Ещё большая ошибка — тратить три миллиарда долларов на спасение завода, который стоит один, а ведь 25 + 75 млрд рублей — это даже больше, чем 3 ярда. Бутрин прав — если бы раздать эти деньги в Тольятти, там выросло бы 2-3 новых автозавода, сделанных теми, кого коррупционеры выжили с предприятия — туда бы ушли лучшие дизайнеры и инженеры, если они ещё остались."...

И еще, из интересного:

об обязанности акционеров скинуться на спасение ВАЗа http://www.wek.ru/news/econ/243001/index.shtml

Тольятти — эпицентр кризиса в России http://www.chaskor.ru/p.php?id=10749

Редуктор автопрогресса http://www.chaskor.ru/p.php?id=11143


 

Материал предоставлен Михаилом Самохиным

Comments are closed.