О платных дорогах

Один из крупнейших российских специалистов по дорожному движению и транспортному планированию, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Яковлевич Блинкин рассказал о феномене платных дорог в публичной лекции «Российские дороги и европейская цивилизация», прочитанной 17 июня 2004 года в клубе Bilingua.

Поскольку эта тема стала очень актуальна в нашем регионе, мы позволили себе привести фрагмент этой лекции, чтобы проинформировать наших читателей:

Аналитика  О платных дорогах

...В общественно-политический обиход снова брошено понятие «платная дорога». ... Здесь есть некоторое жуткое недоразумение.

Откуда вообще в обиходе взялось слово «платная дорога»? Если любой ленивый залезет в любую поисковую машину Рамблер или Яндекс, и наберет слово «платная дорога», там выскочит сотня ссылок, а может быть и больше. Ссылки примерно одинаковые: во Франции все дороги платные. И т.д. Эта идея очень крепко сидит в сознании массы людей, принимающих решения, и, похоже, в общественном мнении тоже.

Для начала, есть терминологическое недоразумение, потому что бесплатных дорог вообще нет на самом деле. За все плачено либо налогами, либо другими способами. Формально в технической терминологии платная дорога («Toll Roads», «Toll Facilities») трактуется как «дороги, на которых взимается пошлина» («Transportation Toll»).

Что это такое и сколько платных дорог в мире? В руководствах по организации дорожного движения написано, что «платная дорога» — это эффективный самоокупаемый инструмент для оптимального распределения транспортных потоков по параллельным маршрутам. Все. Эффективный самоокупаемый инструмент для распределения потоков по параллельным маршрутам. Вот если кто-то ездил, а платных дорог, действительно, больше всего в Испании, Италии и во Франции особенно. Идет вдоль берега Средиземного моря три дороги: местная во все городки заходит, одна более-менее приличная, и третья уж совсем high class, она вынесена на обособленных конструкциях и т.д. Вот эта, третья, платная. Для чего она сделана? Для того, чтобы отсечь транзитный трафик, чтобы отсечь всяких туристов и т.д., их отсечь от местной сети.

Платность для чего вводится? Для распараллеливания, иначе все пойдут на хорошую дорогу. Причем, какой уровень платности? Порядка 6-8, максимум 10 евроцентов за километр. Это очень маленькие деньги. Этих денег достаточно для того, чтобы окупить что? Инструмент организации движения: все эти турникеты, она лучше подхорохорена, чем прочие дороги, вот на это хватает. На строительство дороги этих денег в принципе не может хватить. Это не то, чтобы в руководствах каких-то написано. Это некий очевидный факт, который знают люди, которые хоть как-то с этим соприкасались. В идеальном смысле платный дорожный объект — это мостик где-нибудь в Сингапуре или в Гонконге, там всех европейских тонкостей про права потребителя нет, берут доллар за километр. Окупается прекрасно. В Европе это брать невозможно, в России тем более. Вот что такое «платная дорога».

Теперь, сколько платных дорог? Вот здесь я просто назову некоторые цифры: во Франции протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием — 950 тысяч километров, протяженность сети high way — аналога американских автомагистралей — 9300 километров, в т.ч. платных — 8 тысяч. Вот на этих 8000 все русские туристы, включая депутатов и чиновником Минфина, покатались. Вот они полностью уверены, что во Франции все дороги платные. В суммарной сети — это менее 1%. В Штатах доля платных участков дорог 0,1% от протяженности. Вот после всего этого рассуждать, что введение «платных дорог» в России снимет хоть одну проблему дорожного развития — это некоторая наивная детская глупость. Как это проникает в политический обиход — я просто не знаю. Скорее всего, от туристских впечатлений. Вот я рассказал о «платных дорогах».

Comments are closed.