Дискотека

Наш опрос показал, что почти половина читателей (49%) считают литые диски предметом чистой эстетики. Треть (31%) — уверены, что они улучшают ходовые качества автомобиля. И еще 20% относятся к этому как к пустому пижонству. Попробуем разобраться, как обстоят дела на самом деле?

opros41

Колесный диск — не роскошь, а средство передвижения автомобиля по дороге. На него монтируется покрышка, а сам он прикручивается к ступице — казалось бы, нехитрая штука, еще на телеге освоили, но... Не все так просто! Существует несколько видов колесных дисков, и у каждого вида свои достоинства и недостатки.

колесный диск

«Штамповка»

Штампованные диски - самый простой вариант. Они состоят из самого диска (тарелки) и обода. Обе части штампуют из листовой стали по специальному профилю и соединяют между собой при помощи точечной контактной сварки. После этого на поверхность наносят специальную прочную эмаль. Именно такими дисками комплектуется большинство автомобилей в «экономных» комплектациях. Главное их достоинство - небольшая цена, и производитель, конечно же, рад сэкономить. Увы, внешний вид автомобиля эти, довольно унылого дизайна колеса вовсе не украшают, и их приходится стыдливо прикрывать пластиковыми колпаками. Особенно умиляет манера большинства производителей красить диски в траурный черный цвет... Лучше бы рисовали на них чего-нибудь веселенькое! Впрочем, разумеется, это было бы немаркетологично — нет лишнего стимула взять комплектацию подороже...

штамповка

Достоинства штампованных дисков не только в их дешевизне, но и в способности к деформации. При сильном ударе (например, при попадании колеса в яму на большой скорости) диск гнется, но не ломается. Во-первых, это дает возможность восстановления диска путем «раскатки» на специальных станках (сейчас такую услугу предлагают многие центры шиномонтажа). А во вторых, деформация поглощает энергию удара, которая в ином случае привела бы к повреждению опорных и ступичных подшипников, амортизаторов и других деталей подвески.

диск

К недостаткам «штамповки» относится не только сомнительная эстетика, но и достаточно большой вес. И дело здесь не только в том, что доставать запаску из багажника — то еще удовольствие, но и в том, что тяжелое колесо увеличивает так называемую «неподрессоренную массу» автомобиля, что плохо сказывается на динамике и плавности хода.

«Литье»

Литые колесные диски бывают алюминиевые, магниевые и титановые (последние — большая редкость из-за высокой цены и сложностей в обработке). Общее у них одно — их отливают в специальных формах по довольно сложной технологии, добиваясь максимальной прочности. Формы бывают самые что ни на есть замысловатые — насколько у дизайнера фантазии хватит. Так что на таких дисках машина выглядит безусловно наряднее. Если смотреть только на эстетику, то литые диски вне конкуренции!

диски

Впрочем, кроме яркой внешности они имеют еще одно существенное достоинство — относительно малый вес. Алюминиевые диски легче стальных процентов на 20, а магниевые — на 30. Снижение веса колеса приводит к улучшению динамики автомобиля — легкое колесо легче раскручивается и быстрее останавливается, кроме того, оно быстрее восстанавливает контакт с дорогой после проезда неровностей, что несколько улучшает управляемость на высоких скоростях. Справедливости ради отметим, что 99% водителей эту разницу не ощутят совершенно. Так что эта мотивация не то чтобы ложная, но несколько преувеличенная.

диски

Добавим к этому улучшение охлаждения тормозных механизмов за счет высокой теплопроводности алюминия, лучшую балансировку и коррозионную стойкость — прямо удивительно становится, что кто-то еще ездит на «штамповках».

Однако есть у литых дисков и свои недостатки — прежде всего, это низкая пластичность. То есть, при сильном ударе диск не сомнется, а треснет либо сломается. При этом, ремонтировать литые диски нельзя! Так что не слушайте сладких напевов менеджеров некоторых шиномонтажей — все так называемые «восстановления литых дисков» — это небезопасное жульничество. Восстановить структуру поврежденного диска невозможно, а всевозможные сварки, которыми их якобы чинят дают непредсказуемый и временный эффект. Только замена!

диск

При покупке литых дисков стоит так же учесть, что их толщина больше, чем у стальных, поэтому потребуются новые колесные болты — увеличенной длины. Здесь также важно не перестараться — слишком длинные болты упрутся в тормозные механизмы.

«Ковка»

Кованые диски изготавливают из тех же легких сплавов, что и литые, но по другой технологии. При ковке прочность диска выше, чем при литье, поскольку происходит измельчение зерен, их деформация и вытягивание в нужном направлении — в результате структура металла становится волокнистой. В общем, подробности не так уж важны, но результат в том, что диски можно делать тоньше при той же прочности, что позволяет еще больше снизить их вес. Кованые диски вдвое легче стальных! Кроме того, кованые диск пластичен и не ломается при ударе, как литой. В общем, кованый диск вобрал в себя все преимущества литого и штампованного собратьев! Однако, избавившись от их недостатков, кованый диск приобрел свой — высокую цену. Прежде всего, это связано с прискорбно низким коэффициентом использования материала — всего 30-40%, то есть до 70% заготовки идет в отходы! Понятное дело, что при такой «экономии» диск не может быть дешевым...

диски

Впрочем, тут на нас играют особенности нашей бескрайней (и несколько безалаберной) Родины. Во всем мире кованые диски — элитные изделия, используемые только на бешено дорогих суперкарах и гоночных машинах, но в России это не так. У нас их производят по конверсии бывшие военные заводы на военном же конверсионном оборудовании, поэтому цены на кованые диски в нашей стране более чем в десять раз ниже мировых! В общем, грех не воспользоваться.

«Составные»

Так называемые «составные» диски можно выделить в отдельную группу. Мы все как-то привыкли, что колесный диск — цельное и неразборное изделие, однако это не всегда так. Составные диски собираются из двух или трех частей при помощи крепежных болтов, причем не абы каких, а дорогущих титановых. Части такого диска изготовляются по разным технологиям — например, обод — кованый, а диск — литой. Такой подход дополнительно позволяет уменьшить вес диска, а также увеличить его ремонтопригодность. Вес составного диска при равном диаметре может быть в два раза меньше, чем у литого!

диск

Увы, такая сложная технология пока недоступна отечественному производителю — составной диск требует высочайшей точности изготовления деталей, — поэтому такие диски только импортные и стоят ох как недешево! Впрочем, титановые болты в них, скорее всего, будут российские, что хоть как-то способствует патриотизму...

Выбирай правильно!

Выбирая колесные диски стоит помнить — вопрос касается не только эстетики, но и безопасности. Прежде всего, смотри на производителя — сейчас рынок наполнен массой китайского недорогого «литья», которое, похоже, отливает каждый Дядюшка Ляо в своей маленькой печечке между бамбуковой хижиной и рисовым полем, добывая алюминий из списанных советских ракет. Мало того, что такие изделия не отличаются высокой точностью изготовления, но зачастую они не отвечают никаким критериям прочности. Согласитесь, разрушение диска на высокой скорости вас вряд ли обрадует... Кстати, это именно тот редкий случай, когда можно смело рекомендовать отечественного производителя — наши стандарты сертификации гораздо строже европейских, американских и японских.

диски

Обратите внимание на конструкцию! Множество мелких спиц «под старину» выглядят очень прикольно, но они легко забиваются грязью, нарушая балансировку диска. Диск должен самоочищаться под действием инерционных сил, а если грязь быстро скапливается между спицами и ее приходится выковыривать — значит, в погоне за модой фирма-изготовитель выбрала неудачную идею.

Отдельное слово про балансировочные грузики — лучше всего использовать самоклеющиеся, а не привычные, на скобках. Забивая скобочку, работник шиномонтажа повреждает лак, к тому же свинец образует с металлом диска гальваническую пару, что многократно ускоряет коррозионные процессы. Да и держатся эти скобки на толстой закраине диска довольно плохо... Впрочем, на скобки сажают грузики сейчас разве что в глухой деревне, на приличном шиномонтаже сами знают, как правильно.

В общем, штампованные, литые или кованые — вопрос прежде всего вкуса и кошелька. Главное, чтобы колесо крутилось, не так ли?

 

, , , , , ,

Один комментарий к записи Дискотека

  1. православный 22.05.2011 в 13:53 #

    однако не встречал в воронеже шиномонтаж с самоклеющимися грузиками