Линии движения

В Воронеже, как и везде, принято ругать дорожников и городские власти, за то, что дороги не делаются. В общем, это отчасти правомерно — дорожное хозяйство города далеко от идеала. Очень далеко. Некоторые улицы называть «проезжими» стоит только условно — их можно преодолеть малым ходом, причем, желательно, на внедорожнике. Однако и сказать, что не делается вообще ничего — серьезное преувеличение. В этом году в городе произошло множество изменений в дорожном движении. О некоторых нововведениях мы и хотим рассказать читателям.

дорожные работы  Линии движения

Рельсы долой!

Главное событие года — ликвидация трамвайных путей по улицам Кольцовская, 20-летия Октября и Ворошилова. Это, безусловно, огромное достижение из разряда «давно пора». Можно спорить о том, нужны ли были городу трамваи, но, поскольку трамваев уже нет, то и оставлять рельсы лишь в качестве своеобразной разделительной полосы на центральных улицах как-то глупо. Городские власти потратили множество сил и денег, чтобы привести эту ситуацию в порядок — во всяком случае, на нескольких основных дорогах. Надо отдать им должное — к делу подошли качественно и с размахом. Дорожное покрытие полностью обновили, заменили бордюрный камень и нанесли новую разметку. Правда, надо сказать, что как раз новая разметка радует далеко не всех. Решая извечное противоречие между удобством и безопасностью, дорожники разумно отдали предпочтение последней. Практически это означает, что левых поворотов в городе стало меньше в разы, а с разворотами вообще беда.

дорожные работы  Линии движения

Очень многим водителям это не нравится — чтобы попасть в нужный проезд теперь приходится иной раз проезжать по три квартала в поисках места для разворота. Но вернемся к улицам Кольцовской и Ворошилова — казалось бы, после демонтажа трамвайных рельсов дороги должны стать шире и быстрее… Однако, практически этого не произошло. На протяжении практически всей длины улиц, движение так и осталось трехполосным, хотя сами полосы стали шире. Место ликвидированных рельсов заняла разделительная полоса. Учитывая, что в Воронеже правая полоса традиционно используется для парковки поперек (больше парковаться просто негде), а левая — как накопитель для тех, кому надо развернуться, легко понять, что значительного увеличения проходимости улиц не получилось. А загадочная разметка на улице Ворошилова напротив Механического завода до сих пор ставит в тупик многих водителей — левая полоса неожиданно кончается, превращаясь в сложный и неочевидный чертеж огромного разворотного кармана на две стороны сразу, который занимает треть ширины проезжей части.

дорожные работы  Линии движения

Надо сказать, что, по нашим наблюдениям, многие водители просто игнорируют эту конструкцию, спокойно проезжая по прямой. Еще одна проблема неожиданно связана с парковкой — за время отсутствия трамвая, но наличия рельсов, воронежцы привыкли использовать их как место для парковки. Безусловно, картина была довольно дикая — когда посередине оживленной улицы плотно запаркованы автомобили, — однако с ликвидацией рельсов все паркующиеся переместились в правый ряд, делая его одной сплошной стоянкой.  Хотя, в целом, без рельсов, конечно, лучше.

Война разметок

Рисовать сплошные линии по принципу «отсюда, и до горизонта» — любимый принцип организации движения в Воронеже. Вполне возможно, что стратегически это оправдано — именно левые повороты «через поток» служат причиной самых серьезных аварий. В той же Москве, где движение несравненно интенсивнее нашего, левый поворот вам придется искать долго… Однако в Воронеже к этому пока не привыкли, и желание повернуть «здесь и сейчас» пока пересиливает законопослушность. Воспитанием гражданского самосознания водителей упорно и не жалея сил занимается ДПС — устраивая засады на тех местах, где еще вчера был поворот, а теперь — сплошная. Однако воронежцы — народ находчивый. Они не ждут милостей от дорожников, исправляя возникшую несправедливость самостоятельно. Линии разметки смывают растворителями, счищают шанцевым инструментом, заливают гудроном и просто закрашивают черной краской из баллончиков. Особо массовый характер это принимает в Северном районе. Например, на ул. Лизюкова двойная сплошная закрашена чуть ли не напротив каждого выезда из двора.

дорожные работы  Линии движения

Нам всегда было интересно — кто эти самоотверженные люди, которые тратят столько сил и времени на борьбу с разметкой? Жители близлежащих дворов, которым теперь не выехать в нужную сторону? Владельцы придорожных магазинов, которые потеряли половину клиентов? Просто народные мстители-партизаны, борцы за справедливость? Увы, эти люди не стремятся к саморекламе, и мы вряд ли узнаем имена этих народных героев. Тем более, что, как показывает практика, разметка скорее всего сойдет вместе со снегом, и весной начнется новый раунд…

Разделить пополам

Общеизвестно, что в России однозначно запрещающим знаком является только установленный на проезжую часть бетонный блок. Остальные — предупредительные. Отчетливо понимая это обстоятельство, городские власти взялись за установку разделительных ограждений везде, где это возможно. Если сплошная линия не удерживает водителя от разворота, а отсутствие перехода не удерживает пешехода от перебегания дороги, то разумным выходом стала ликвидация физической возможности такого маневра. Это касается в первую очередь пригородных трасс, но и в городе такая тенденция прослеживается. Впрочем, установленное на Московском проспекте в районе автовокзала разделительное ограждение стало для властей скорее конфузом, чем достижением. Сама идея была хороша — на месте пересечения двух самых интенсивных в городе потоков — пешеходного к автовокзалу и автомобильного в Северный район, — возвести высокий забор, чтобы пешеходы не ломились толпой  через дорогу, привычно игнорируя сигналы светофора, а цивилизованно переходили проспект по специально возведенному надземному переходу. Автомобилисты же получали ликвидацию ненужного более светофора в напряженном месте и возможность ехать без остановок, не создавая пробки. Прокол вышел с надземным переходом — совершенно неожиданно оказалось, что это сооружение не имеет лифтов и вентиляции. Это почему-то выяснилось только после того, как переход был полностью построен…

дорожные работы  Линии движения

Несмотря на то, что его возводили вдвое дольше, чем планировалось, этот поразительный факт ухитрились в процессе стройки не заметить. Разумеется, пешеходы, следующие на автовокзал с тяжелыми сумками, оказались не в восторге от перспективы карабкаться по лестнице на высоту третьего этажа в стеклянной трубе, не имеющей притока воздуха. Открытие перехода так и не состоялось — очевидно, что нынешним жарким летом не всякий человек преодолел бы эту душегубку. В результате, пешеходы продолжают перебегать дорогу понизу, через оставленную для них в ограждении дырку, а водители вынуждены стоять на двух светофорах вместо одного. Мостовой же переход торчит над проспектом памятником человеческому разгильдяйству, и дальнейшая его судьба покрыта мраком.

дорожные работы  Линии движения

А вот на трассах разделительные ограждения оказались очень даже к месту — и установка их все еще продолжается. Особенно уместны они оказались на прилегающих к городу участках М4 «Дон» — как в сторону Москвы, так и в сторону Ростова. Особенно заметно благоустроили участок между Воронежем и Новой Усманью — с появлением ограждения там наконец-то поменяли белые знаки населенных пунктов на синие, и скорость потока сразу возросла. Фактически, это позволило ликвидировать пробкоопасный участок, на который в пиковые дни выездов на дачи приходилось максимум нагрузки. К сожалению, в самой Новой Усмани, несмотря на возведенное ограждение и мостовые переходы, режим движения остался прежний, что сводит на нет преимущества предыдущего скоростного участка. Возможно, что впоследствии этот недостаток будет ликвидирован — к очевидному недовольству придорожных торговцев вареной кукурузой и сотрудников ДПС, которые собирают здесь свой урожай торопливых водителей практически круглосуточно.

Мосты и развязки

После прошлогоднего триумфа с открытием обновленного Чернавского моста и прилегающей к нему развязки, городским властям явно надо было передохнуть перед следующим грандиозным проектом — реконструкцией набережной Массалитинова. Поэтому в части мостов и развязок можно отметить лишь пару не таких значительных, но тоже немаловажных достижений. Первым и самым заметным стал, пожалуй, затянувшийся ремонт выезда на Курск. Не заметить его было трудно — огромные пробки в пятницу и воскресение, когда дачные потоки упирались в сужденный до одной полосы мост, доходили до нескольких километров. Почему затевать такой масштабный ремонт нужно было именно в разгар дачного сезона, причем преимущественно по выходным — этот вопрос лишен смысла. Работы продолжаются и по сей день, однако носят уже скорее косметический характер — установка ограждений, нанесение разметки и так далее. Главное, что движение восстановлено в полном объеме, и от моста через Дон до вершины горы пролегла новая, с хорошим покрытием, широкая трасса. Далее она правда, упирается в сужение и идет в одну полосу с запретом обгона до поворота на Острогожск, но новый участок шикарно смотрится из города и очень украшает пейзаж. Думается, что и посту ГИБДД веселее работается на новом, отремонтированном участке.

дорожные работы  Линии движения

Следующим достижением в области развязкостроения мы обязаны частному капиталу. Возведенный возле Воронежа сити-парк «Град», в котором уже открылись мегамоллы «Ашан» и «Леруа Мерлен», не только продемонстрировал воронежцам титанических размеров парковку, но и потребовал новой разворотной развязки на М4. Ее открыли буквально на днях — пристроив новое крыло к аэропортовскому мосту. До этого выезжающим из сити-парка машинам приходилось ехать для разворота до узкого и небезопасного поворота на Масловку. Впрочем, большинство, разумеется, этим пренебрегало и разворачивалось через разделительную, создавая множество опасных ситуаций. Думается, что теперь, после появления нормальной развязки, на разделительной тоже поставят ограждение — просто чтобы соблазна не было.

Светофоры

Прошло то время, когда появление нового светофора для Воронежа было событием. За прошлый год и первую половину текущего светофоры росли в городе как грибы после дождя. Причем не просто светофоры — а современные светодиодные конструкции с анимированными пешеходными секциями с таймером. Впрочем, и тут не обошлось без недоброжелателей — многие водители ворчат, что без светофоров, мол, проезжали быстрее. Особенно раздражают их светофоры на Бульваре Победы — говорят, что они создают пробки. Однако нельзя не отметить, что прошли те времена, когда эта широкая улица практически не имела большого транспортного значения — по ней некому и некуда было ехать. Сейчас, после того, как Бульвар Победы стал частью связки Москва-Тамбов, а на самой улице возвели множество жилых домов и пару огромных торговых центров, автомобильный поток по ней вырос даже не в разы — на порядки. Естественно, это потребовало регулирования. Скажем, разъезд Бульвар Победы — Владимира Невского раньше был постоянным местом тяжелых ДТП, а сейчас, после установки светофоров, их количество стало существенно меньше. Разумеется, невозможность пронестись всю улицу ни разу не притормозив, как было раньше, многим не нравится, но безопасность, по нашему мнению, того стоит.

дорожные работы  Линии движения

В общем, даже такой поверхностный взгляд на дорожную ситуацию в Воронеже, позволяет однозначно сказать, что дорожники отнюдь не бездействуют. Изменения в движении происходят постепенно и не всегда заметны сразу, но проанализировав развитие за год-два можно констатировать, что положительная динамика безусловно есть. Не в том размере, не в том качестве, иногда не в тех местах… Но это все-таки лучше, чем ничего.

10 комментариев к записи Линии движения

  1. Денис 04.09.2010 в 0:15 #

    Очень интересно, спасибо.

  2. b_um 17.09.2010 в 12:44 #

    Проблем не в наличие светофора на перекрестке б. Победы — Вл. Невского, а в его режиме работы. Мне особенно нравится третий режим, когда примерно минуту стоят и бульвар и кольцо, и вообще никто не едет. Оптимально, на мой взгляд, работают светофоры на б. Победы-Жукова.

    • Павел Иевлев 17.09.2010 в 12:44 #

      Когда все стоят — идут пешеходы 🙂

      Им тоже надо когда-то ходить...

      • Александр Нечаев 17.09.2010 в 13:09 #

        Ну я же не случайно привел пример б. Победы-Жукова. Там нет светофора для едущих по кругу. И ничего, нормально.

  3. Александр Нечаев 17.09.2010 в 13:23 #

    Ну вот, ты даже не заметил 🙂 Нету там на кругу светофора, по кругу машины просто уступают тем, кто по бульвару едет. Только синхронизированные пешеходные светофоры.

    • Павел Иевлев 17.09.2010 в 13:27 #

      Тем не менее, эти светофоры одновременно регулируют и движение на кругу. 🙂

      Кстати «ничего, нормально» я бы про этот перекресток не сказал. Попробуй повернуть в сторону Храма, двигаясь по направлению к Московскому проспекту — замучаешься уступать всем справа. Там часто бывают аварии.

  4. Александр Нечаев 17.09.2010 в 13:40 #

    Не спорю — постоять придется. Но хоть едут те, кто по бульвару, а то все стоят 🙂

  5. Александр Нечаев 22.09.2010 в 9:44 #

    Кстати, убрали пешеходный светофор около Линии. Это несколько меняет дело.

    • Павел Иевлев 22.09.2010 в 10:11 #

      Опа... Не видел еще. А где ж теперь переходят?

      Надо съездить глянуть.