Проблема пробок

В разнообразных СМИ в последнее время постоянно идут дискуссии о проблемах пробок. Собираются эксперты, обсуждают, ищут решение, предлагают варианты… И вот эти самые варианты, к сожалению, не могут не вызвать серьезного беспокойства.

 пробки  Проблема пробок

Общая тенденция рассуждения такова: раз пробки — это избыток машин, то надо количество машин сократить. Не дороги, заметьте, расширить, не потоки перепланировать, не парковки организовать, а именно и только так — сократить количество машин. Поскольку логично предположить, что граждане просто так сами свои машины не отдадут, и от покупки новых не откажутся, то эксперты, в частности известный Блинкин — руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства, — придумали ряд мер, направленных на принуждение их этому.

Меры предполагаются как административного, так и экономического характера. Ведь, по мнению Блинкина, автомобиль в России «недопустимо дешевое удовольствие». Нам это утверждение кажется, мягко говоря, небесспорным, но, видимо, экспертам виднее.

Итак, административные меры. Тут господа Блинкин с компанией утверждают, что: «В России необходимо усложнить процедуру регистрации автомобиля». Существующую на данный момент регистрационную систему они считают слишком простой. Видимо, речь идет о переходе от уведомительной системы к разрешительной — предоставить какому-то госоргану решать, можно ли данному гражданину приобрести автомобиль. По какому принципу будет происходит отбор — непонятно, но очевидно, что поле для манипуляций, шантажа и коррупции открывается богатейшее. Нынешняя ситуация всеобщей доступности автомобилей Блинкина чрезвычайно раздражает: «Какой-нибудь юнец или девица покупают машину в кредит и воображают себя царем горы». Из этой фразы не очень понятно, по какому критерию Блинкин хочет огранить приобретение машины — по возрастному, половому или экономическому? То есть запретить юнцам, девицам, или тем, кто не может купить машину не в кредит? Или всем разом?

Одним из критериев он далее называет наличие места парковки. «Выдавать номер нужно только тем, у кого есть стационарное место для парковки, как в Японии» — призывает Блинкин. Правда, не очень понятно, как он представляет себе нестационарное место для парковки… Но это не так важно. Любопытен здесь отсыл именно к опыту Японии, территория которой соотносится с нашей примерно как 1/45, а уровень автомобилизации превышает российский примерно втрое. Сдается мне, что на территории в 17 миллионов километров проблема «где поставить машину» стоит несколько менее остро… Кроме того, категорически непонятно, каким образом гражданин может доказать наличие у него «стационарного» места парковки и откуда оно вообще возьмется. Юридического статуса «место для парковки гражданина В. Пупкина» для земельных участков в законодательстве РФ как-то не предусмотрено. Соответственно, право на автомобиль будет связано с владением или арендой недвижимости в виде гаража или места на паркинге. Стоимость этих мест и сейчас, мягко говоря, негуманна, а как они вздорожают, если станут залогом приобретения автомобиля — страшно даже представить.

пробки  Проблема пробок

Однако окончательно переместить автомобиль из категорию средств передвижения, в категорию роскоши, доступной избранным, Блинкин предлагает путем значительного удорожания бензина. Если сейчас акциз составляет 2,5 рубля с литра, то он хочет поднять его до семи рублей, то есть литр топлива подорожает на первый взгляд рублей на пять, а по факту существенно больше. Почему больше? А потому, что топливные компании будут вынуждены компенсировать резкое снижение продаж — глупо было бы думать, что по 30 рублей будут покупать бензин так же охотно, как и по 25. По опыту повышения акцизов, стоимость литра топлива вырастает на величину примерно вдвое превышающую размер повышения, то есть принятие акциза в 7 руб, приведёт к розничной цене 92-го бензина порядка 35 рублей за литр. Ну и дополнительно предлагается ввести налог на покупку автомобиля (20-25% единовременной выплаты) и существенно увеличить транспортный налог.

При этом традиционные средства борьбы с пробками — расширение дорог, строительство развязок многоуровневых развязок, совершенствование управления потоками эксперты решительно отвергают. Блинкин заявил, что «строительство дорог не решает проблему пробок». Нельзя не отметить, что московским властям этот тезис пришёлся более чем по вкусу — мэр Москвы Сергей Собянин сразу назвал подготовленный экспертами документ «системным и охватывающим различные направления деятельности, влияющие на транспортную ситуацию». Его можно понять — перевалить проблему с больной головы на здоровую всегда приятно.

Разумеется, предложенные экспертами меры трудно назвать неэффективными. Безусловно, их принятие приведет к снижению уровня пробок. Однако по моему мнению, экспертам стоило бы подумать более чем на шаг вперед, и представить остальные последствия этого решения.

Во-первых, до 80% грузов в России перевозится автомобильным транспортом. Это означает, что подорожание топлива и дополнительные налоги лягут в расходы на логистику, и в конечную цену товаров. Каждая буханка хлеба и бутылка молока в стране подорожает непредсказуемым образом. Коме того, не стоит забывать, что в сельском хозяйстве цена топлива является одним из самых существенных расходов — и это тоже ляжет тяжким грузом в розничную центу продуктов. Разумеется, можно пробовать развести топливо для коммерческого транспорта и личного по разным ценовым нишам, введя, допустим, талоны для покупки дешевого топлива в коммерческих целях. Но это, очевидно, породит чудовищный черный рынок и спекуляции.

пробки  Проблема пробок

Резкое снижение спроса на автомобили немедленно погубит с таким трудом нарождающуюся в стране автомобильную промышленность. Это касается как местных производителей, так и сборочные предприятия иномарок. Нет ни малейших сомнений в том, что эти предприятия немедля покинут Россию — нет смысла производить машины там, где государство запрещает их покупать. Ниже определённого количественного предела производить автомобили просто нерентабельно. Соответственно, рухнет и все в смежных областях — производство пластмасс и резины, металлопроката и электроники… Про судьбу дилерских сетей, бизнеса по обслуживанию автомобилей, производству и продаже аксессуаров и так далее тоже придется забыть. Это тысячи людей и даже целые регионы, лишившиеся средств к существованию. Производство автомобилей всегда и везде было локомотивом экономики, и разрушить его было бы неразумно.

пробки  Проблема пробок

Кроме того, авторы реформы явно не продумали, что будет с общественным транспортом, нагрузка на который возрастет минимум на треть. Готов, скажем, Московский метрополитен к этому? Но самое непродуманное, на мой взгляд, в предлагаемых мерах то, что они слишком глобальны. Эксперты распространяют ситуацию, типичную для двух столиц и еще нескольких крупных городов, на всю Россию, в которой, между прочим, городов более тысячи. И 99% этих городов автомобильных пробок отродясь не видели. Поэтому применение глобальных, общероссийских мер экономического террора может привести к социальным последствиям, на фоне которых ливийские беспорядки покажутся игрой в ладушки в песочнице. В небогатой российской провинции автомобиль не роскошь и не комфортная альтернатива метро, а средство жизнеобеспечения. Российские дачники не захотят снова ездить в электричках с мешками, а общественный транспорт к каждому дачному поселку не проведешь, там зачастую и дорог нормальных нет. А что делать сельскому жителю, которому не по карману станет содержать свою «Ниву»? К его избушке трамвай не пустят…

В общем, позиция экспертов «все проблемы решаем за счет водителя» кажется мне мягко говоря очень и очень сомнительной. Как же бороться с пробками? А вот об этом в следующий раз…

 

Статья написана для портала «Время автомобилей»

2 комментария к записи Проблема пробок

  1. Ambr 15.03.2011 в 16:28 #

    Небольшое наблюдение в тему.

    Недавно в намертво застрявшем в пробке троллейбусе услышал замечательный диалог двух старушек. Одна стала громко жаловаться, то житья от машин не стало, все дороги заполонили. В конце последовал вывод: надо им запретить ездить!

    На что вторая, более разумная старушка, резонно возразила (разговор происходил, напомню, в забитом битком троллейбусе): «Дык тогда все они в наш троллейбус и полезут!» )))))

  2. Sterhrus 16.03.2011 в 16:23 #

    Мы стали помехой для движения власть имущих. А проецирование московских дорожных проблем на всю Россию уже стало напрягать сильно. Пора проводить референдум о выходе РФ из состава Москвы.;-)