Бюджетный сектор

Ставший предпринимателем экс-чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов заявил о планах возрождения проекта «Мишка». Этот проект был разработан в 90-х годах, как идея производства ультрабюджетного автомобиля для широких слоев населения. Машина должна стоить не более 200 тыс. руб. Казалось бы, отличная мысль, но… Затея эта, даже если она не является просто пиар-ходом, обречена на провал. Дело даже не в том, что этот самый «Мишка» похож на тюнигованную «Оку» и не соответствует современным нормам безопасности и экологии. (Прохоровский Ё-мобиль, скорее всего, ровно так же обречен оставаться забавным концептом, а не спасением отечественного автопрома). Дело в специфике бюджетного сектора автомобильного рынка России.

dsc_6766
Россия – страна с небогатым в массе своей населением и, несмотря на все потуги выглядеть великой державой, по всем рыночным признакам относится к странам, как это принято формулировать, с «развивающимися рынками». То есть похуже Китая, но получше Вьетнама. Казалось бы, при столь невысоком среднем уровне доходов, преобладать на автомобильном рынке должны автомобили ультрабюджетного класса Low Cost, готовые закрыть спрос населения массовыми дешевыми машинами. Однако, как ни странно, картина в стране ровно обратная – на «бюджетники» отнюдь не ажиотажный спрос, а «средний ценник» рынка переваливает за 800 тысяч рублей. В чем же причина?

Наверное, для начала следует разобраться, что же такое «автомобиль по средствам».
Один американский эксперт сформулировал, что «машина по средствам» — это машина, стоимость которой не превышает три месячных заработка. В Америке несколько другое соотношение между зарплатами и ценами на машины, так что, применительно к России, я бы, пожалуй, умножил этот коэффициент на три. То есть, примем за разумную покупку автомобиль стоимостью в девять месячных зарплат. Давайте возьмем за основу такую формулу: ДЧСх9=РСт, где «ДЧС» — это месячный доход на члена семьи, а «РСт» — разумная стоимость автомобиля. Дети в данном раскладе считаются полноценными членами семьи. Допустим, вы и ваша жена зарабатываете по 40 тыс. рублей — зарплата по меркам России вполне приличная, — и ваш семейный бюджет не имеет значительных долговременных обременений, вроде выплат ипотеки или иных кредитов (в противном случае, эти выплаты должны быть вычтены из дохода). При этом у вас двое детей. Таким образом, для вашей семьи разумная стоимость автомобиля (40×2:4×9) составляет около 180 тыс. руб. Таким образом, если подойти к выбору разумно, ваш выбор сужается до одной единственной новой машины — ВАЗ 2105. Картина печальная, согласен, но такова российская реальность — если жить по средствам, то ничего лучше этого безнадежно устаревшего ведра с болтами средняя российская семья позволить себе не может. Однако тут вступает в действие новый фактор – кредиты.

Кредиты в России довольно дороги – автомобильный кредит имеет ставку в районе 15%. Тем не менее, рост кредитного рынка поражает своими темпами – сейчас более половины покупаемых в России машин покупается в кредит. Разумеется, на экономику среднестатистической семьи это ложится тяжким грузом – в эйфории покупки, большинство наших соотечественников, не имеющих многолетнего опыта обращения с кредитами, забывают, что приобретение автомобиля – это только начало трат. ТО, страховка, налоги, стоянка, бензин, штрафы, мойка, колеса, расходники и прочее составляют весьма немалую ежемесячную сумму, добавляющуюся к выплатам по кредиту. Это вдобавок к тому, что в кредит, как правило, приобретается машина более дорогая, чем планировалось изначально – на то и живут менеджеры продаж автосалонов… Средняя зарплата в России, даже по официальным данным, 28 тысяч рублей, и есть серьезное подозрение, что эта цифра завышена. При этом «порогом готовности к покупке» для автомобиля в России называют в 450 000 рублей — по нынешним меркам это и есть российский Low Cost. То есть, даже если исходить из официальных цифр и этой базовой цены, то средний россиянин готов отдать за машину 16 своих зарплат. В реальности картина еще более странная — люди с зарплатой 15-20 тысяч, покупают в кредит машины за 800 тысяч, и это никому не кажется ненормальным. Аналитики объясняют этот факт искаженной структурой потребительского бюджета россиян. Они мало думают о будущем, не делают накоплений на приобретение недвижимости, учебу, лечение, отдых. Единственный дорогой и все еще считающийся престижным товар, который представляется доступным, на который хоть как-то можно накопить или прокредитоваться, — это автомобиль. Для людей сегодня это единственно возможный вариант престижного приобретения. В общем, автомобиль в России все еще больше, чем средство передвижения, и именно это определяет структуру рынка.

И в этой структуре места для ультрабюджетных автомобиле не то чтобы нет – но крайне мало. На них просто нет достаточного спроса. Купить автомобиль за 200 тысяч – это поступок человека, которому должно быть реально наплевать, что о нем думают. И неважно, что это разумно. Понятия «разумно», «логично», «по средствам», «цена/качество» и так далее давно уже не являются детерминирующими поведение потребителя на автомобильном рынке. Основная мотивация: «не хуже чем…» («…у людей», «…у соседа», «…у коллег» и так далее).
Особенность бюджетного сектора для производителя – минимальная маржа. А значит, производство, чтобы быть рентабельным, должно быть, прежде всего, массовым. Точные цифры индивидуальны, но большинство экспертов сходятся во мнении, что это порядка сотен тысяч экземпляров в год, иначе невыгодно. А в России просто нет спроса такого объема на непрестижные машины, а тот, что есть, привычно закрывается АвтоВАЗом. Средний россиянин будет таксовать ночами, отрабатывая кредит, но купит автомобиль не по средствам.

Какие мы – такой и рынок…

 

Написано для проекта CarTimes
 

2 комментария к записи Бюджетный сектор

  1. LebAnd 21.11.2011 в 14:51 #

    В дополнение. В Европе принято покупать авто не только по средствам, но и новое, а в России за те же 200кг. лучше купят б/у классом выше чем новое авто, а новое только в крайнем случаи (кредит выгодный или юр. лицо). поэтому и отсутствует рынок новых бюджетных авто, пока развит рынок б/у.

    • Ambr 24.11.2011 в 13:52 #

      Ну, вообще-то в Европе немного другие налоги. Там покупать новый автомобиль выгоднее, чем за те же деньги б/у классом выше.

      Проблем-то нет: делаем прогрессивную шкалу налогообложения (чем старше автомобиль — тем больше налог), и у нат тут сразу наступил полная Европа.

      Другое дело, что введение таких налогов чревато социальным взрывом, т.к. большая часть автомобилистов разом останется без колёс.