Машинки на батарейках

Президент США Барак Обама призвал Соединенные Штаты «стать первой страной в мире, на дорогах которой к 2015 году будет ездить миллион электрических автомобилей». Президент — это такой человек, который что попало не брякнет, а значит, курс обозначен — все на батарейки. Крупнейший в мире автомобильный рынок никто игнорировать не посмеет.

электротранспорт  Машинки на батарейках

Надо отметить, что своим заявлением Обама только высочайше утвердил вполне обозначившуюся тенденцию. Автопроизводителей в прошлом году буквально прорвало — электромобили не делает только ленивый. И это уже не стендовые прототипы, а вполне серийные модели, которые собираются на полном серьезе продавать людям. Это уже, знаете ли, показатель.

Вообще, политика перехода на электротягу (когда об этом заявляет президент США — это уже политика) — явление довольно загадочное. Никаких объективных причин для этого не существует, а те, которые называются в качестве таковых, очевидно ничтожны. Разберемся?

Экология? Ничего подобного. Электромобиль менее экологичен, чем машина с ДВС. Нет, у него, разумеется, никакого выхлопа, но ведь электричество не берется ниоткуда, его вырабатывают электростанции, причем преимущественно тепловые, сжигающие в своих топках те же углеводороды (около 2/3 электричества вырабатывают именно ТЭС). Кроме того, само производство электроустановок не слишком экологично.

Любопытно, что компания Toyota публично признала, что гибридный автомобиль Prius вреднее для экологии, чем традиционный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания — при его производстве окружающая среда загрязняется значительно сильнее.

Экономия? Опять мимо. Да, электричество сейчас дешевле бензина, однако, чтобы окупить дельту в цене между машиной с ДВС и электромобилем, нужно наматывать за год несколько длин экватора, да и тогда разница отобьется лет через шесть. Кроме того, аккумуляторы имеют ограниченный срок службы, а стоят так дорого, что их неизбежная плановая замена съест весь возможный выигрыш с большим запасом. Это, кстати, относится и к гибридам — они потребляют меньше топлива, но изначально дороже, а замена батарей обходится в копеечку. Невыгодно. Экономичный турбодизель common rail сэкономит вам существенно больше денег без всякого электричества.

электротранспорт  Машинки на батарейках

Обратите внимание, что серийные электромобили появляются только в тех странах, где их покупку в значительной степени субсидирует государство. Например, в Японии за счет правительственных субсидий покупателям компенсируется около трети стоимости электромобиля, а владельцы электрокаров в Великобритании не платят транспортный налог. Без этого фактора электромобили заведомо неконкурентоспособны.

Удобство? Отнюдь нет. Малый пробег (у самых продвинутых экземпляров он в районе 500 км), плюс длительное время зарядки превращает электромобиль в транспортное средство ограниченного использования. На работу — с работы, при условии электрифицированного гаража или стоянки еще нормально, но из Москвы в Питер уже не доедешь. Очевидно, что в северных странах, к которым относится и Россия, проблемы усугубляются — на морозе емкость батарей падает, да и обогревать салон приходится за их счет. Соответственно, снижается и пробег. Отчасти эта проблема может быть снята плотной сетью электрических заправок — по плотности, как минимум, соответствующая таковой для заправок обычных, но это огромные вложения в инфраструктуру, которые пока не могут себе позволить даже компактные и богатые государства Европы. Представить такую сеть в России, где электричество до сих пор не до всех населенных пунктов дотянулось, уже совсем трудно.

электротранспорт  Машинки на батарейках

Проблема нефти? Это один из самых сильных аргументов — мол, нефть рано или поздно кончится, и куда вы денетесь со всеми своими ДВС? И этот аргумент самый непроверяемый — на сколько хватит запасов нефти никто не знает, и цифры, называемые различными учеными, различаются на порядки. Рассуждения о нефти скорее относятся к области политических спекуляций, для устрашения стран-экспортеров, России в частности. Вот, мол, перейдем все на электромобили, и не будем вашу нефть покупать! Пугалка эта, на самом деле, не очень страшная — легко подсчитать, что, если все использующиеся сейчас автомобили перевести на электротягу, то всех электростанций мира не хватит, чтобы обеспечить их электричеством. Кроме того, не стоит забывать, что кроме нефти есть еще природный газ, на котором ДВС работают почти без переделок, а бензин вполне можно выгонять из угля, что успешно продемонстрировала Германия во время Второй Мировой. Так что, якобы кончающаяся нефть тоже не может служить объективной причиной упорно насаждения электротяги.

Где же разгадка? Этак поневоле поверишь во Всемирный Заговор…

электротранспорт  Машинки на батарейках

 

Материал написан для проекта CarTimes

Comments are closed.