Кряхт-фактор

Каждый год нас пугают тем, что цены на топливо возрастут на десятки процентов. Скажем, в начале 2012 «аналитики и эксперты» уверенно прогнозировали, что к концу года цена 92-го перевалит за 35 рублей, а самые аналитические аналитики и экспертные эксперты говорили про 40. Да что там, вот я сам и писал об этом. Обратите внимание на картинку в той новости — хорошо видны цены ровно год назад.  Самые оптимистические оптимисты из числа аналитиков  соглашались на 15% — то есть, на 4 рубля. Однако же, каждый волен убедиться, что подорожал он максимум на два. Это за год. Росстат подтверждает эту картину, обозначая рост цен на топливо в 6,8%, то есть, сравнимо с уровнем общей инфляции — 6,6%.

цена важное бензин  Кряхт фактор

Между тем, пугать нас не перестали. На этот раз с самой высокой трибуны — аж целый министр (глава Минэнерго России) Александр Новак пообещал нам от 13 до 14%. (Кстати, удивительно слабо владеющие калькулятором СМИ немедленно написали, что «бензин будет стоить 35-37 рублей за литр», хотя простейшая задачка на проценты дает цифру 32).

Однако вот что интересно — недавно появилось коллективное письмо нефтяников премьер-министру Дмитрию Медведеву. Его подписали руководители Лукойла, Сургутнефтегаза, Газпром-нефти, Башнефти, Татнефти и ТНК-ВР. Знаете, что они просят? Значительно снизить вывозную пошлину на бензин (с нынешних 90% до 66%). Ну, то есть, по человечески понятно, что отдавать 90% им жалко, и чего бы не попросить — авось снизят. Любопытна их аргументация — мол, если пошлины не снизить, то в стране возникнет… дефицит топлива! Казалось бы, чем больше вывезешь, тем меньше останется — нынешние пошлины как раз являются заградительными, чтобы весь бензин не продали в Европу, где он дороже. Однако у нефтяников своя логика. Следите за руками:

  • Если пошлины останутся высокими, то продавать бензин за границу будет не так выгодно, как хотелось бы. (На самом деле все равно продают, и явно же не в убыток — 4,1 млн тонн в прошлом году, 11% от произведенного в стране)
  • Прибыли останутся на нынешнем уровне.
  • Нам хочется больше денег.
  • Раз нам не дают зарабатывать столько, сколько мы хотим, мы не будем производить бензин и займемся чем-нибудь другим.
  • Вам же хуже будет!

Аргументация прекрасна, я считаю. Кстати, пока что эксперименты со снижением пошлин давали результат совершенно обратный — возникал дефицит и росли цены. Думаю, что вряд ли Правительство РФ вот так сразу возьмет и снизит пошлины, тем более, что главный нефтемонстр -  Роснефть, -  молчит себе в тряпочку и держит самые низкие розничные цены — видать, ей и так неплохо.

цена важное бензин  Кряхт фактор

Так что же будет с ценами на бензин? Они, разумеется, вырастут. Они всегда растут. Но катастрофического роста не будет. Два-три рубля за год, скорее всего. Может быть, как следствие роста акцизов — четыре. Но вряд ли больше. Не с чего.  Конечная цена на топливо определяется в первую очередь покупательной способностью населения, держась строго на уровне «кряхтят, но платят». Как только население начинает меньше кряхтеть — цены растут, а когда меньше платить — рост останавливается. Пока уровень кряхтения стабилен, цены тоже не торопятся.

Такой вот, кряхт-фактор.
 

, ,

Comments are closed.