Пешеходный центр

На днях меня попросили выразить свое мнение по поводу идеи перекрытия части центра города Воронежа и превращения его в пешеходную зону с проездом только для общественного электротранспорта и организацией перехватывающих парковок. Я решил, что мой ответ будет интересен широкому кругу воронежских автомобилистов:

дорожное движение  Пешеходный центр

…Идея «перекрытия центра и превращения его в пешеходную зону»  стала сейчас весьма популярна в Москве. Учитывая, что Воронеж раз за разом упорно пытается копировать московские транспортные решения, ничуть не удивлен появлению таких предложений и у нас. Ведь в Воронеже пробовали и выделенные полосы для транспорта, и эвакуаторы, и пешеходные мосты… Тот факт, что Воронеж имеет абсолютно другую структуру и совершенно альтернативную столичной транспортную связность при этом абсолютно никого не волнует, да и закономерные провалы подобных инициатив никого ничему не учат — все помнят, как недолго  просуществовали выделенные полосы на Плехановской...

Идея «изоляции исторического центра» пришла из Европы, где она изначально была ориентирована на туристические зоны старинной застройки с узкими улицами. Там действительно невозможно поддерживать автомобильное движение. Отчасти верно (хотя и не в полной мере) это и для Москвы, имеющей классическую средневековую радиально-кольцевую структуру застройки и узкие улочки исторического центра. И совершенно абсурдно переносить это в Воронеж, имеющий современную квадратно-параллельную планировку с относительно широкими улицами центра.
Еще один момент — в Москве есть метро. То есть, общественный транспорт, который не передвигается по дорогам. В Воронеже его нет и никогда не будет.

Любой, кто передвигается по Воронежу на  автомобиле или хотя бы раз внимательно рассмотрел карту города, легко заметит, что транспортная связность различных районов города сейчас осуществляется через Центр. Это связано со специфическим делением города на части — водохранилищем и железной дорогой. Мосты через водохранилище и виадуки над путями разделили город так, что транзитное движение через Центр практически безальтернативно — скажем, с Левого берега в Северный район. Перекрытие проспекта Революции и ул. Фр. Энгельса приведет к мгновенном параличу Кольцовской, Плехановской, Кирова и развязки у Работницы. Это нетрудно заметить в дни городских праздников, когда перекрывается проспект — несмотря на малый трафик выходного дня, Центр встает.

Собственно говоря, транспортные проблемы Воронежа связаны отнюдь не с пропускной способностью улиц — она пока достаточна. Эти проблемы вызваны в первую очередь отсутствием парковочных мест. Из-за этого на каждой дороге города по полосе в каждую сторону занято припаркованными поперек машинами, а на узких улицах (например Энгельса) нередки ситуации, когда из-за припаркованных автомобилей не могут разъехаться два автобуса.

Рассказывать о путях решения этих проблем — выйдет отдельный большой материал, но, вкратце, можно наметить направления для размышлений:
 

  1. Организация больших парковочных массивов в центре. Действительно больших — суммарно они должны вмещать десятки тысяч машин. Скорее всего, они будут платными, увы — но это неизбежно, поскольку площадей под открытые одноярусные парковки у города нет, а все остальные решения будут технологически дорогими. Парковки должны находится на расстоянии пешеходной доступности друг от друга.
  2. Запрет парковки на большей части протяженности центральных улиц с жестким контролем исполнения автоматическими средствами фиксации. Главное, чтобы пункт 1 предшествовал пункту 2, а не наоборот, как это делается сейчас. Не надо запрещать проезд по центральным улицам, надо создать ситуацию, когда в Центре останется только транзитный поток для связности города. При отсутствии возможности запарковаться на проспекте, большая часть трафика пропадет с него сама собой — те, кому надо именно в центр, будут оставлять автомобили на перехватывающих парковках. Благо, размеры Центра позволяют пересечь его за 15 минут даже пешком.
  3. У нас есть еще один резерв, не требующий капитальных вложений в инфраструктуру и пока никак не задействованный — это разделение встречных потоков по параллельным улицам.  Квадратно-параллельная структура планировки Воронежа позволяет перевести часть улиц на одностороннее движение. Это не очень удобно, да — но это позволит резко увеличить пропускную способность без расширения проезжей части.

К сожалению, транспортная проблема Воронежа (как и любая проблема такого уровня) в принципе не может иметь простого однозначного решения типа «перекроем и всё». Это сложный комплекс явлений с глубокими и не всегда очевидными внутренними взаимосвязями, и любые непродуманные действия ограниченного характера приведут только к ухудшению ситуации.
 

Comments are closed.