Нижний, ГАЗ и Yeti

Появление в Нижнем Новгороде иностранных автомобильных производств было делом, в общем-то, предрешенным. Свято место пусто не бывает — полностью утративший легковое автомобильное производство завод ГАЗ с облегчением вздохнул, сосредоточившись на весьма популярных «Газелях», но сохранил при этом производственные площади и квалифицированную рабочую силу. Все ждали, кто же придет на  хлебное место — Форд? Дженерал Моторс? Пришли VW и Skoda. Теперь работникам ГАЗ будет чем заняться -  Skoda входит в число самых активно растущих на нашем рынке брендов. В прошлом году ее продажи выросли, ни много ни мало, более чем на 40%!

производство автомобилей Skoda Yeti  Нижний, ГАЗ и Yeti

В связи с этими радостными перспективами, компания Skoda пригласила на завод группу журналистов, в которую вошел и наш корреспондент.

производство автомобилей Skoda Yeti  Нижний, ГАЗ и Yeti

Сборка Skoda Yeti, на самом деле, шла в Нижнем уже давно — с 2011 года. Но это была так называемая «отверточная», крупноузловая сборка, которая никак не могла называться гордым словом «производство», и основное ее назначение было в ознакомлении персонала ГАЗа с автомобилем, с технологиями и культурой производства. А вот с декабря прошлого года на ГАЗе стартовал совершенно настоящий конвейер полного цикла. Любопытно, что собрали его на основе конвейерной линии от недолго прожившей последней ГАЗовской легковушки — модели «Сайбер». Вопреки известному анекдоту про «место проклято», Skoda тут, очевидно, прижилась. Впрочем, от старой линии почти ничего не осталось — говорят, в переплавку ушло сотни грузовиков металлолома. Под новые линии пришлось даже заливать другие полы, которые могли выдержать нагрузки до 15 тонн на квадратный метр, необходимые для установки сварочных комплексов последнего поколения. Инвестиции в одно только сварочное оборудование составили десятки миллионов евро.

производство автомобилей Skoda Yeti  Нижний, ГАЗ и Yeti

Тут надо пояснить, что понятие «производство полного цикла» с тех пор, как на ГАЗе собрали первую полуторку, изменилось весьма сильно. Еще не так давно оно означало, что на одном заводе делали все, вплоть до последней гайки. ГАЗ имел (да и сейчас имеет) литейные и штамповочные производства, цеха мехобработки — да чуть ли не краску сами смешивали. Та же «Волга» имела из внешних поставок разве что колеса, стекла и еще несколько мелочей. Этот метод сверхконцентрации производства имел свои достоинства и недостатки, но одно можно сказать точно — сейчас так не делают.

производство автомобилей Skoda Yeti  Нижний, ГАЗ и Yeti

Современное производство полного цикла характеризуется прежде всего сваркой кузовов . Несколько упрощая: есть сварка кузова — полный цикл, нет — значит это  узловая сборка того или иного вида. У Skoda на ГАЗе сварка есть. А, например, штамповочного производства — нет. Вообще, строго говоря, такой тип производства называется «контрактная сборка». Это значит, что Volkswagen Group поставляет на ГАЗ машинокомплекты, а забирает готовые к продаже машины. Такой, вот, «контракт». Однако,  это описание процесса может вести в заблуждение. Главное здесь то, что, по условиям контрактной сборки, 100% процесса контролируется Volkswagen и Skoda.

производство автомобилей Skoda Yeti  Нижний, ГАЗ и Yeti

Сейчас будущие автомобили прибывают в контейнерах с деталями из Млада-Болеславы, где их формируют логистические центры концерна. Для их принятия на ГАЗе есть даже собственный таможенный терминал, что сводит формальности к минимуму. Сами же детали производятся десятками специализированных заводов в самых разных странах мира. Так, например, муфты Haldex для Yeti делают в Швеции.

производство автомобилей Skoda Yeti  Нижний, ГАЗ и Yeti

Доля российских комплектующих пока незначительна, но будет неуклонно повышаться. В Нижнем будут делать сиденья, топливные баки и выхлопные системы, Нижегородское же подразделение концерна Magna займется бамперами, стекла даст Борский завод, какое-то из отечественных производств (сейчас идут испытания) будет поставлять колеса. Моторный завод, строительство которого недавно началось в Калуге, в конце концов будет поставлять двигатели и на этот конвейер.

производство автомобилей Skoda Yeti  Нижний, ГАЗ и Yeti

Не стоит думать, что «контрактная сборка» придумана для России и является какой-то местной особенностью . Это общемировая практика для глобализованных так, что дальше некуда, мировых автомобильных концернов. И контрактная сборка в Испании, Мексике или Китае ничем не отличается от нашей. Более того, на конвейеры всех сборочных заводов идут одни и те же узы и детали. Концерн Volkswagen производит автомобили на 99 предприятиях, расположенных в 27 странах мира — от Германии до Аргентины. И везде производство, обучение персонала и контроль за качеством продукции организованы одинаково.

производство автомобилей Skoda Yeti  Нижний, ГАЗ и Yeti

Главный вопрос, который всегда задают на таких экскурсиях: «Будет ли качество автомобиля Skoda, собранного в русском городе Нижнем, отличаться от такого же, собранного в чешском городе Квасины?». На этот вопрос нам дали честный и однозначный ответ: «Будет. Он будет чуть-чуть лучше!». Дело в том, что, чем новее производство, тем более современное оборудование на нем устанавливается. Новейшие сварочные комплексы, смонтированные на ГАЗе работают немного точнее, немного быстрее и намного технологичнее. Это, например, позволило заменить часть соединений, которые делались точечной сваркой, на сплошной лазерный шов, который гораздо более технологичен. Пока такое оборудование есть только на ГАЗе, как самом новом сборочном заводе концерна.

производство автомобилей Skoda Yeti  Нижний, ГАЗ и Yeti

Сборочная линия, занявшая бывшие цеха «Сайбера», универсальна — на ней можно производить разные модели, лишь меняя шаблоны и программы. Более того, эти модели могут идти по конвейеру одна за другой и это ничуть не затрудняет их сборку. Нечто подобное мы уже видели на заводе в Калуге, но здесь это реализовано еще более технологично. Сейчас на конвейере серийно собирается только Skoda Yeti, но в ближайшее время на него встанут новая Octavia и VW Jetta — пилотная сборка этих моделей уже идет и на них можно полюбоваться на площадках цеха. По плану, полноценный выпуск Jetta и Octavia начнется уже в этом году. Основной упор будет на модель Octavia — самую популярную в линейке Skoda.

производство автомобилей Skoda Yeti  Нижний, ГАЗ и Yeti

И немного цифр:

Контракт между Volkswagen и «Группой ГАЗ» подписан на срок до 2019 года. Так что немцы и чехи пришли в Нижний всерьез и надолго. Планируемые на перспективу мощности — порядка 130 000 автомобилей в год, благо на огромных площадях ГАЗа есть куда расти. Но выйти на эти объемы собираются далеко не сразу — инвестиции просчитаны до 2018 года и составляют более 300 миллионов евро. Причем «Группа ГАЗ» вкладывает в общее дело всего 85 миллионов (плюс, конечно, производственные площади и коммуникации), а  остальное — «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус».

производство автомобилей Skoda Yeti  Нижний, ГАЗ и Yeti

 

,

Comments are closed.