Чиновник в помощь!

Власти решили поддержать автодилеров в их противостоянии волюнтаризму автопроизводителей: правительство подготовило специальное постановление, которое накладывает на последних жесткие ограничения. В частности, проект указывает на то, что автопроизводители не должны:

  • запрещать дилерам выполнять ТО и ремонт (иногда дилерский центр разрешают открывать с условием исключительно продаж);
  • ограничивать допуск к электронным каталогам запчастей;
  • устанавливать дискриминационные условия продажи оригинальных запчастей, дабы исключить ситуацию, когда заказать доставку оригинальной детали непосредственно со, скажем, японского завода, значительно дешевле, чем купить аналогичную в российском дилерском центре марки;
  • запрещать использование неоригинальных запчастей при постгарантийном ремонте, даже если они произведены с согласия самого автопроизводителя и соответствуют по качеству оригинальным, существенно выигрывая в цене (например, оригинальный «маздовский» датчик воздуха, если заказать его в официальном центре, обойдется владельцу в примерно 10 тысяч рублей, в то время как неоригинальный будет стоить всего  около 3,5).

Сервис  Чиновник в помощь!

Еще одно важное дополнение, защищающее дилеров: в соглашении между ними и автопроизводителями в обязательном порядке должен присутствовать исчерпывающий перечень оснований и порядок досрочного расторжения, а также предусмотрена компенсация (в достаточном объеме) со стороны дистрибьютора, в случае иных, не предусмотренных перечнем, причин.

Выход подобного постановления может стать весьма неприятным сюрпризом для автопроизводителей, тем более, что от принятого недавно Кодекса поведения, разработанного Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ), основанного на принципах добровольности, он отличается обязательностью исполнения для всех дистрибьюторов. Кодекс, как поясняют представители ФАС, не решает всех проблем автодилеров, которые неоднократно жаловались и в ФАС, и в Минпромторг. Его положения двойственны и допускают неоднозначные трактовки, ответственность участников перед дилерами не определена.

«Мы хотим усилить договорные позиции дилеров в диалоге с дистрибьюторами» — пояснил Алексей Сушкевич, начальник отдела аналитики ФАС. На территории РФ действует запрет на параллельный импорт, поэтому дилеры вынуждены работать, фактически, с монополистами — закупать у них запчасти, получать информацию, как производить ремонт автомобилей и гарантийное обслуживание. Дилеры, фактически, инвестировали в специфический актив и теперь привязаны к дистрибьютеру конкретной марки, а отдельные положения дилерских договоров часто ограничивают свободную конкуренцию на рынке.

Проект постановления с названием «Общие исключения в отношении соглашений между хозяйствующими субъектами, предметом которых является организация продажи и сервисного обслуживания автомобилей» был опубликован на специальном Интернет-портале и уже прошел публичное обсуждение. Замечаний и предложений во время его публичного обсуждения, по словам начальника аналитического управления ФАС Алексея Сушкевича, не было. В настоящее время документ направлен на согласование в Минэкономразвития.

Comments are closed.